Сегодня мы посмотрим по-новому на портреты красавиц прошлого. Немного настораживает, что они редко улыбаются, а если улыбаются, то в основном – глазами. У британца Томаса Гейнсборо “Дама в голубом” приоткрывает верхний ряд зубов, а наши красавицы на портретах Левицкого или Боровиковского не раскрывают губ.
Есть, конечно, объяснение, что они делают это из скромности, но посмотрим, что пишет Генрих Аттенгофер, швейцарский врач, работавший в Петербурге а начале 19-го века. «Здесь увидишь не только беззубых старушек, но и беззубых молодых дам, - свидетельствует он.- Девицы, едва достигшие полного возраста, украшенные всеми прелестями, лишаются сего совершенства, в коем другие народы полагают столь высокую цену.»
Итак, молодые красавицы 19-го века – благородного и низкого происхождения – часто бывали беззубыми. От зубной боли спасались одним способом – рвали зубы. Эту услугу оказыали цирюльники. Сверлить зубы было нечем – только в 1872-м году американцы изобрели бормашину; чтобы привести ее в действие, надо было крутить педали. Иван Пушкарев в своем «Описании Санкт-Петербурга» писал, что «к счастью» известный в городе врач Давид Валлентшейн «удачно скрывал это безобразие поддельными красивыми зубами». Его клиника пользовалась бешеной популярностью. Пациентам вставляли натуральные человеческие зубы либо искуственные – из некой «крепкой массы», состав которой держали в секрете.
А вот Пушкин, например, никогда не мучился зубами – до самой смерти ему не вырвали ни одного зуба. Его супруга, красавица Наталья Николаевна, была не столь удачлива. «У Наташи ужасно болят зубы и никого нет, кто бы мог ей их вырвать, - сокрушается Надежда Осиповна, мать поэта. - Весь Двор от нее в восторге, императрица хочет, чтобы она к ней явилась и назначит день, когда надо будет притти. Это Наташе очень неприятно, но она должна будет подчиниться».
Искусство заговаривать зубы в 19-м веке было гораздо более востребовано, чем сегодня. Барон Дельвиг в «Воспоминаниях» за 1828 год пишет, что один врачеватель подносил какую-то челюсть к лицу больного и с польским акцентом произносил «месяц, солнце, звезды» и что-то еще - так потешно, что все катались от смеха. Дельвиг продолжает: «Мицкевич (тот самый, знаменитый поэт) уверил Дельвигов, что есть какой-то поляк, живущий въ Петербурге, который имеет способность уничтожать зубную боль. Послали меня за ним. Я застал его за игрою в карты. Но он, узнав о причине моего приезда, сейчас бросил игру, переоделся и с перстнем на пальце направился со мною на извозчике... С появлением поляка, высокого и полного мужчины, утишилась зубная боль у жены Дельвига, что сейчас же приписали действию перстня и магической силе того, кто его имел на пальце».
К 80-м годам 19-го века стоматология в России приобрела менее экзотический вид: энтузиаст зубоврачебного дела Иван Иванович Хрущов впервые в России сделал складной головодержатель, рефлектор для освещения полости рта, и ножную бормашину – все это он продавал на ярмарках.
Tuesday, 14 November 2006
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment