Sunday, 12 November 2006

Делакруа просит руки

В 1840 году великий художник Эжен Делакруа писал актрисе Иде Ферье: «Сударыня, не будет ли с моей стороны чрезмерной настойчивостью попросить у Вас, пока Вы не уехали, эту прекрасную вторую руку из гипса, которую Вы мне столь любезно обещали и которая представляет для меня такую ценность? Клянусь, буду Вам безмерно признателен.»

Из письма следует, что одну гипсовую руку Делакруа уже получил, но ему все-таки было мало.
Дело в том, что у актрисы Иды Ферье были руки фантастической красоты – их воспел писатель Теофиль Готье, а знаменитый Александр Дюма женился на актрисе, получив вместе с ней эти бесценные руки. Незадолго до свадьбы Делакруа писал Дюма: «Я весьма сожалею, что не побывал у вас. Я действительно был в деревне, когда пришло Ваше письмо – и получив его, чуть не повесился с досады, потому что было уже слишком поздно. При первом же случае поспешу наложить руку на мои две руки» (далее в письме – рисунок двух рук).

Александр Дюма был очень дружен с Делакруа. Вместе они танцевали на улицах после вечеринок в «Кафе де Пари» - Дюма переодевался в костюм итальянца 16-го века, Ида Ферье изображала жену Рубенса, Делакруа танцевал в костюме Данте (как он только не путался в складках одежды?) – а скульптор Барье вообще наряжался бенгальским тигром.

Любовные отношения Дюма с Идой Ферье продолжались несколько лет; жениться его вынудил опекун актрисы: он скупил долговые векселя Дюма на 200 тысяч франков и поставил его перед выбором: либо женись, либо иди в долговую тюрьму. И Дюма женился – он ведь любил Иду Ферье и не любил кредиторов. Однажды в дом к нему постучали и попросили денег на похороны какого-то человека. Дюма дал 15 франков и спросил, кого хоронят. – Судебного пристава, - ответили ему. Дюма порылся в карманах и сказал: - Вот вам еще 15 франков, похороните двух!

Как-то раз Дюма вернулся домой вечером и застал в спальне жены своего друга – Роже де Бовуа. Шел проливной дождь, и писатель не стал выгонять друга на холод – он оставил его в комнате, а потом предложил разделить с ними семейную постель. Наутро он протянул другу руку и, совершив рукопожатие на груди Иды Ферье, сказал: “Не будем ссориться. Помиримся как римляне - на этом публичном месте.”

А что же Делакруа? Судя по его письмам, он переключил свое внимание на 18-летнюю Полину Виардо, известную певицу, за которой впоследствии так долго и безнадежно ухаживал Иван Тургенев. А Дюма развелся с Идой Ферье и полюбил картины Делакруа, которые через 30 лет после их совместных забав значили для него больше, чем женщины. Флобер пишет: “Александр Дюма отказался войти в комиссию по сооружению памятника Жорж Санд, потому-де, что г-жа Санд, "эта бабенка", не отписала ему в своем завещании картину Делакруа, на которую он зарился. Подобные анекдоты, - заключает Флобер, - отрезвляют и раскрывают глаза на великих людей.»

No comments:

Post a Comment