150 лет назад Генштаб российской армии призывал начать войну в Афганистане. Как всегда, не ради самого Афганистана, а чтобы насолить империалистам (то есть Англии).
«Отечеству нашему предопределено развиваться не на Западе, а на Востоке. Но здесь неизбежно встречаем мы соперничество Англии. Пусть Россия обратится к английской Индии, потому что здесь именно самая уязвимая для нас сторона Великобритании», – пишет генерал-майор Иван Бларамберг. Сей офицер генштаба ранее ездил в Персию для составления карт – в те годы это было самое популярное прикрытие для шпионажа.
«Завоевание самой Индии, - продолжает Бларамберг, - есть химера, о коей нечего и думать, но поколебать здесь великобританское могущество Россия имеет все средства.» Насолить Англии надо было как можно скорее, потому что только что Россия проиграла ей Крымскую войну – которая оставила нас без черноморского флота, а англичан научила пользоваться телеграфом в военных целях, вести массированую пальбу из пушек куда попало (артподготовка) – и крутить сигареты из газет (это они у турок научились). Остановить такой мощный технологический рывок могли только крайние меры.
Генерал Бларамберг предлагает: «Пользуясь влиянием России на Персию, преобразовать персидские войска, которые, обученные и предводимые русскими офицерами, могли бы смело двинуться в Афганистан. Сами афганцы, белуджи и сикхи присоединятся к армии, чтобы идти на Индию, куда издревле влечет их богатство страны.» Однако прежде чем воевать в Афганистане, надо отправить тамошним властителям богатое посольство (на Востоке любят великолепие). «Афганцы, - пишет Бларамберг, - все единодушно восстанут по одному мановению русского императора, и в таком случае можно будет обойтись без содействия персидской армии.»
Столь блистательный план, однако, не произвел должного впечатления в Генштабе. Читаем отзыв: «Какими приманками удалось бы нам обратить Персию (нынешний Иран) в в столь послушную союзницу нашу? Можем ли мы надеяться произвести выгодное для нас впечатление в Афганистане, появившись там с персидскою армиею?»
План афганской войны отвергли. Но через 22 года умирающий генерал Бларамберг увидел, как его предложения начинают сбываться: Россия без всякого приглашения вдруг направила в Кабул свое посольство, и это спровоцировало войну. Только не русской, а британской армии. Англичане тоже потребовали принять свое посольство, ответа не получили и ввели в Афганистан свой ограниченный контингент. Это было в 1878-м году, за 101 год до советско-афганского конфликта. Как и советские войска сто лет спустя, англичане легко вошли в страну и овладели ее столицей, но удержаться там не смогли и через три года по своей воле ушли оттуда.
Saturday, 4 November 2006
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment