Кому не приходилось писать сочинения по картине! По некоторым прямо сейчас - садись и пиши, всё так складно получается: «Не ждали – Бурлаки на Волге – Арест пропагандиста – и Допрос коммуниста». А есть противные картины, по которым ничего не напишешь. Вот Веласкес – «Пряхи» - ну пряхи и пряхи, что еще?
Молодые нации – советская или американская – больше любили содержательные картины. В 1812 году наш соотечественник Павел Свиньин посетил Академию художеств Нью-Йорка. Она открылась всего 10 лет назад и первым делом заказала себе слепки Аполлона Бельведерского и Венеры Медичи.
«Наполеон подарил академии 24 книги различных гравюров, - пишет Свиньин, - и несколько портфелей различных видов весьма хорошей кисти и признан почетным членом сей академии.» Откуда у Наполеона столько лишней живописи, становится ясно из следующих строк: «Заслужили бы лучшее место в нашем Эрмитаже две картины Сальватора Розы, представляющих травлю тигра и лошади. Они вывезены сюда одним американцем во время нашествия французов в Неаполь, когда жители продавали картины за весьма дешевую цену, желая спасти от грабежа французов.» Интересно, после поражения Наполеона кто-нибудь заикался о реституции?
Свиньин продолжает: «Картина Вандерлена, американского художника, заслуживает также особенное внимание, как по композиции своей, так и по кисти. Картина сия представляет одно происшествие, случившееся во время американской войны. Капитан английской службы послал двух индейцев за прекрасною мисс Магеа, в кою он был влюблен, обещав им за исполнение величайшую сумму в награждение. Художник изобразил ту минуту, когда индейцы в дремучем лесу, из зависти один к другому, убивают ея томагавками. Свирепость, адская злоба дышит в глазах их, между тем как она с умилением заклинает их пощадить ея.»
Американцы были потрясены увиденным не менее Свиньина: они собрали для художника денег и отправили его учиться в Европу. Свиньин не сомневался, что «талантом своим Вандерлен прославит Отечество свое и благодетелей.»
Джон Вандерлин был первым американским живописцем, учившимся в Париже. Он же один из первых в Америке написал обнаженную фигуру («хорошо написал» - уточняет энциклопедия, намекая, что каракули с голыми людьми существовали и до него). Кончилось для художника всё не очень хорошо – он был популярен во Франции, но вернувшись в Новый Свет, не был признан. «Он писал портреты и умер в нищете», - строго сообщает его биография. Оно и понятно – раз писал портреты, то и умер в нищете. Публика-то ждала от него продолжения про индейцев с томагавками.
Wednesday, 25 October 2006
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment