«Перья ведь, кажется, не защемляют в стержне, а приклеивают, - сказал Гёте».
Так в 1825-м году великий немец разговаривал с неизменным спутником Эккерманом. Гёте интересовало в жизни буквально всё, и он был очень заинтригован, узнав, что его собеседник умеет делать лук и стрелы.
«Клей тоже выбирать не просто, - увлеченно продолжал Эккерман. – Я убедился, что самое лучшее – это рыбий клей; сначала его вымочить в воде, потом подлить немного спирта и, держа над горячими углями, растворить до студенистого состояния. Да и перья не все пригодны для этой цели. Хороши маховые перья любой крупной птицы, но я считаю, что еще лучше красные из павлиньего крыла, большие перья индюка, не говоря уже о крепких, красивых перьях орла или дрофы.
– Я с большим интересом вас слушаю, - сказал Гёте.»
Потом Эккерман рассказал, из какого дерева он смастерил лук: нужен был ясень, и не простой ясень, а вязкий. «Узнал я также, что эттерсбергская древесина не ценится как поделочный лесоматериал, тогда как древесина из окрестностей Норы славится своей прочностью, почему веймарские извозчики и стараются чинить свои экипажи в Норе», - открывал свои тайны Эккерман. Он также поведал, что годовые кольца дерева с южной стороны развиваются сильнее и шире, так что когда каретникам нужна прочная, но тонкая древесина, то они возьмут северную, или, как они выражаются, «зимнюю» сторону ствола.
«Вы же понимаете, - сказал Гёте, - что для меня, полжизни занимавшегося развитием деревьев и растений, ваши наблюдения очень интересны!» Гёте было 76 лет – теперь понятно, почему он так поздно написал «Фауста»: полжизни изучал деревья.
«– А знаете, - спросил Гёте с таинственной улыбкой, когда Эккерман закончил свой рассказ, - у меня, кажется, есть одна вещица, которая вас порадует. Что если мы сейчас спустимся вниз, и в руках у вас окажется настоящий башкирский лук?
- Башкирский лук? – воскликнул я вне себя от восторга, - Самый настоящий?
- Да, сумасбродный вы человек, самый настоящий, - сказал Гёте.»
И из какой-то хозяйственной постройки в своем саду старик извлек старый лук. «Вот он. Все такой же, каким был в 1814 году, когда мне торжественно преподнес его начальник башкирского отряда.»
Невероятная встреча Гете с башкирами произошла благодаря наполеоновский войнам – азиаты в составе войска императора Александра преследовали Наполеона в Европе.
Тогда, 5 января 1814 года, Гёте писал: «Кто бы еще несколько лет назад мог предвидеть, что в аудитории нашей протестантской гимназии будет совершаться магометанская служба и читаться суры Корана. Но это произошло, и мы присутствовали на башкирской службе, видели их муллу и приветствовали их князя в театре. В виде особой чести мне преподнесли лук и стрелы, которые я, на вечную память, повешу над очагом.»
Thursday, 26 October 2006
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment