Sunday, 29 October 2006

О способности муравьев к предвидению

182 года назад Фаддей Булгарин заметил на улице сигналы гражданской обороны. «В семь часов, - пишет он, - я уже видел на адмиралтейской башне сигнальные фонари для предостережения жителей от наводнения. В ночь настала ужасная буря. Беспечные жители столицы спокойно почивали.»

Как они ошибались: это же было то самое – знаменитое наводнение 1824 года!
На Неве сорвало все мосты, кроме двух. Дворцовая площадь стала морем, посреди которого как скала возвышался Зимний дворец. Барки выбрасывало в Летний сад, гранитные глыбы срывало с места.

«Иван Иванович Мартынов, известный профессор карамзинской эпохи, - читаем у Пыляева, - плакал, видя, как его библиотека, которую он собирал более 30 лет, составленная большей частью из редких и дорогих книг, преспокойно уплывала из разбитого на улицу окна. При этом Мартынов рассказывал, как один работник, сидя верхом на лошади и держась за ее уши, горько обливался слезами и приплыл к ним прямо верхом. «Себя-то мне не жаль, - говорил он, когда его вели наверх, - а что подумает хозяин, коли лошадь не сбережена.»»

Граф Толстой, живший на Большой Морской, «имел привычку вставать очень поздно. В это достопамятное утро он, еще полузаспанный, подошел к окну, и первый предмет, бросившийся ему в глаза, была шлюпка с сидящим в ней графом Милорадовичем. Увидев шлюпку, он изумился и испугался, начал звать своего камердинера: - Что ты видишь? – Генерал-губернатор едет на шлюпке! – Ну слава Богу, а я думал, что сошел с ума, - перекрестился граф Толстой.»

Историй чудесного спасения было множество – спасали любую живую душу, не разбирая биологического вида. «Сосед Мартынова, - (это снова Пыляев пишет), - спасся со своей женой на большой двери, сорванной бурею; трепещущий муж держал в руках курицу, а жена собачку.» А был еще случай: «К владельцу дома на Выборгской стороне принесло водою в пустом сахарном ящике грудного младенца; утром после наводнения он слышит детский крик, идут к месту, где слышен крик, и находят ребенка – он улыбается; нашедший принимает его к себе на воспитание.»

А вот пример благородства иного рода: «Содержавшиеся в исправительном доме преступники во время наводнения были выпущены на свободу, но не все захотели ею воспользоваться и с самоотвержением бросились спасать утопавших в соседнем доме старых бедных женщин.»

А ведь животные еще задолго до наводнения предупреждали о бедствии! «Одна дама передавала Мартынову, что в августе 1824 года, гуляя на Петровском острове, она заметила, что муравьи необыкновенно высоко сделали свои запасные магазины, именно на верхней перекладине ворот. «Что это значит?»- спросила она прогуливавшегося с нею старого начальника брандвахты Лебедева. «Это весьма дурно, сударыня, - отвечал старик. – В тот год, когда быть наводнению, муравьи всегда делают гнезда свои на местах возвышенных. В нынешнем году быть большой воде, советую вам поселиться как можно выше.»

Пушкин в дни наводнения был в Михайловском и потом уже со слов очевидцев написал поэму «Медный всадник» – где наводнение выступает союзником железной статуи Петра.

No comments:

Post a Comment