59 лет назад великий немецкий композитор Арнольд Шёнберг поссорился с великим немецким писателем Томасом Манном за то, что тот выставил его в своем романе «Доктор Фаустус».
«Дорогой господин Шёнберг, - писал Томас Манн, - В целом, я думаю, книга была бы Вам любопытна. Теперь Вы, увы, как читатель потеряны для нее. И все-таки подарок, который мы бросили Вам тогда за забор, был от души!»
Дело в том, что два великих немца жили по соседству, в Калифорнии, США, и Томас Манн, без лишних формальностей, бросил книгу с дарственной надписью во двор композитору.
В ответ Шёнберг прислал Манну письмо-мистификацию. В нём была вырезка из Американской энциклопедии будущего (за 1988 год), где говорилось, что это Томас Манн изобрел в музыке 12-тоновую систему, а композитор-плагиатор Шёнберг присвоил его открытие. Лишь в романе «Доктор Фаустус», - сообщала мнимая энциклопедия, - Томас Манн ясно заявил, что это его открытие. (Позже Шёнберг признался, что отрывок из энциклопедии сочинил он сам, чтобы показать, как он обижен на то, что Томас Манн без ссылок на него описал эту музыкальную систему в своем романе)
«Это, конечно, занятный документ, - отвечает Манн. – Кто создатель так называемой двенадцатитоновой техники, знает сегодня каждый младенец. И уж наверняка знает каждый, кто вообще возьмется за такую книгу, как «Доктор Фаустус».» М-да. Ну то ли младенцы стали за 50 лет глупее, то ли Томас Манн ошибается. Про 12-тоновую систему сегодня могут рассказать только теоретики музыки, да и то так, что никто не поймет.
Пока Шёнберг ругался с Манном из-за музыки, простые читатели увидели в романе другое – просто историю о том, как композитор подал душу дьяволу, писал гениальную непонятную музыку, а потом умер от сифилиса.
«Только что у меня целый час пробыл репортер из журнала «Тайм», - пишет Манн Швейцеру. – Прислали длинную телеграмму с вопросами: кто мои любимые композиторы, и считаю ли я, что от сифилиса становятся гением, и позировал ли Шёнберг для Леверкюна [главного героя романа], и болен ли он сифилисом, и не болен ли я сифилисом и т.д.» После этого Шёнберг стал воевать с Манном через газеты.
Прошло 2 года. Читаем у Манна: «Глубокоуважаемый господин Шёнберг! Ваш своеобразный документ в журнале «Музыкальное обозрение» снова, к великому моему ужасу, напомнил мне, что свое «Учение о гармонии» Вы некогда дали мне только почитать, а не подарили. Я искренне прошу у Вас извинения. Спешу теперь вернуть Вам по почте Вашу собственность. Книга была основательно изучена, и я могу лишь надеяться, что следы этого не слишком заметны.» А вот Шёнберг, похоже, так и не прочел книгу, где, как он подозревал, его вывели главным героем.
История уравняла двух гениев: произведения Шёнберга исполняются и сегодня (с риском собрать меньше публики, чем музыкантов) – а Томаса Манна в основном читают одни герои Харуки Мураками.
Tuesday, 24 October 2006
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
Насчет "одни герои Мураками"- это вы ОЧЕНЬ сильно погорячились.
ReplyDeleteТомас Манн-великий немецкий писатель,постоянно переиздающийся.
Одно из его грандизоных творений "Иосиф и его братья"- вышло как раз недавно,в 2010 году.И за последнее десятилетие это ой как не единственное переиздание.
"Азбука-Классика" издала "Избранника",еще одно издательство "карманной классики"- повторило это вскоре.А эти товарищи,уверяю вас, знают толк в популярности:)
Съездите в Берлин,там памятник стоит- "Путь идей".Томик Манна там находится непосредственно над Гете и Шиллером...
Да, история всё расставила на свои места.
И есть подозрение,что число слушателей произведений Шенберга примерно сопоставимо с читателями Манна.
И то, и другое имя- для людей думающих.
Не пижонов,а реальных ценителей искусства- литературы и музыки.
Кстати, в среде и любителей музыки, и музыковедов весьма неоднозначное отношение к "великости" Шенберга:)
ReplyDeleteБоюсь,правда,что сразу не найду нужный материал чтобы это подтвердить:)
:) простите, если задел Вас.
ReplyDeleteЭто было сказано в шутку. Манна люблю. Шенберга тоже )