70 лет назад заведующий отделом культуры ЦК ВКП(б) Стецкий написал докладную в Политбюро: «О картине художника Михайлова на тему похорон Кирова.» Кирова убили в 34-м году, и художник по горячим следам написал соответствующее полотно.
«Сегодня с утра, - докладывает Стецкий, - была созвана партгруппа правления Московского союза художников по поводу контрреволюционной картины Михайлова.
Юон, который является крупнейшим знатоком живописи и раньше картину Михайлова не видел, сразу сам обратил внимание на скелет и заявил, что это ни в коем случае не может быть «случайным», что это определенный замысел.»
Вот как! Скелет! Художник Михайлов догадался изобразить смерть, пришедшую за Кировым! «К такому же выводу, - сообщает Стецкий, - пришли и другие специалисты, обратив внимание на то, что детали ног в фигуре смерти, суставы и прочее даны иными красками и пятнами. Юон далее сказал, что эта картина сделана специально для фотографии, так как самый выбор красок построен на том, чтобы фигура смерти наиболее отчетливо выделилась при фотографировании и помещении в печати.» Налицо заговор. Во-первых, есть тайна: загадочная фигура проступает при печати. Во-вторых, очевиден подрывной замысел: опубликовать репродукцию в советских газетах и вселить недоумение в сердца советских людей.
«Был вызван Михайлов, - продолжает Стецкий.- Сами художники его допрашивали и по поводу всех деталей картины, и по поводу его биографии.» Как хорошо! Ребята из НКВД отдыхали, глядя как всю работу за них делают сами деятели искусства. «Михайлов вначале держался вызывающе и нахально, - читали в Политюбро, - заявляя, что ничего плохого в картине он не видит, что это эскиз; и угрожал застрелиться. Под перекрестным допросом специалистов он в конце заявил, что скелет у него действительно получился в результате его увлечения мистикой и что впредь это для него будет уроком.»
Уроком! Как же! Художники не остановились на картине и перешли на личности. Выяснилось, что отец виновного был военным интендантом в Казани, бежал с белыми на восток, раздобыл там фальшивый паспорт, с которым ушел в Китай, а потом вернулся в Москву. Отца художника тоже решили проверить. Ну а самого Михайлова после такой картины ничего хорошего не ожидало. Его тут же исключили из Союза художников – за рецидивизм. «Необходимо отметить, - доносит Стецкий, - что в картине расстрела парижских коммунаров этого же Михайлова за группой расстреливаемых коммунаров виден череп. Считаю, что ввиду выяснившихся обстоятельств дела Михайлова, его необходимо арестовать и провести у него тщательный обыск.»
В конце концов художника расстреляли (говорят, что скелет на его картине обнимал не кого-нибудь, а самого Сталина).
После этого случая начальник советской цензуры написал своим подчиненным циркуляр: «Главлитом обнаружены вылазки классового врага. Как замаскированная контрреволюционная вылазка квалифицирована символическая картина художника Н. Михайлова «У гроба Кирова», где посредством сочетания света и теней и красок были даны очертания скелета. То же обнаружено сейчас на выпущенных Снабтехиздатом этикетках для консервных банок (вместо куска мяса в бобах — голова человека).»
По одной версии, художник Михайлов пририсовал скелет, находясь в нетрезвом состоянии, а потом не смог замазать его - смерть так и проступала сама собой.
Thursday, 19 October 2006
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment