Tuesday, 17 October 2006

Не просто Иванов

Известный русский художник Александр Иванов бОльшую часть жизни провел в Италии и потому имел возможность познакомиться с другими великими русскими. Например, с Гоголем, который, как только выпадали деньги, имел привычку уезжать из России в теплые края.

Читаем у Погодина, дневник за 1839 год: «Гоголь повел нас в студию русского художника Иванова. Мы увидели в его комнате ужасный беспорядок.
Стены исписаны разными фигурами. Там висит прекрасный дорогой эстамп, здесь приклеен или прилеплен какой-то очерк. В одном углу на полу валяется какая-то рухлядь, в другом исчерченные картины. В середине господствует на огромных подставках картина.»

Это, конечно, было полотно «Явление Христа народу», над которым Иванов работал всю жизнь. Он был очень дотошный: собирал растения, которые могли расти в библейской местности, подбирал костюмы – даже натурщиков искал древнеиудейской внешности – в общем, поступал почти как Мел Гибсон.

«Приходом своим мы пробудили художника, - вспоминает Погодин. – Сам он в простой холстинной блузе, с долгими волосами, которых он не стриг, кажется, два года, не бритый недели две, с палитрою в одной руке, с кистью в другой стоит один-одинехонек перед своею картиной. Говорят, что Иванов работает очень медленно, беспрестанно поправляет себя, недоволен.»

Гоголь восхищенно писал: "Иванов не только не ищет житейских выгод, но даже просто ничего не ищет; потому что уже давно умер для всего остального мира, кроме своей работы". Походы Гоголя к Иванову имели неожиданные последствия: как утверждает наш современник, критик Золотусский, среди народа художник изобразил и самого Гоголя – с его характерным носом – сначала повернутым от Христа, потом - смотрящим в его сторону (так художник якобы символически отразил эволюцию взглядов Гоголя).

Прошло 18 лет. И вот уже Тургенев пишет из Италии: «Познакомился я здесь с живописцем Ивановым и видел его картину.» Иванов в 1857 году только закончил полотно и впервые разрешил посторонним смотреть на него. «Колорит вообще сух и резок, нет единства, нет воздуха на первом плане (пейзаж в отдалении удивительный), все как-то пестро и желто, - скептически замечает Тургенев и продолжает. – Иванов – замечательный человек: оригинальный, умный, правдивый и мыслящий. Но мне сдается, что он немного тронулся: 25-летнее одиночество взяло свое. Не забуду я (но это непременно между нами), как он во время поездки в Альбано вдруг начал уверять Боткина и меня, что его отравливают медленным ядом, что он часто не ест и т.д.»

Странно: Гоголь тоже после поездки в Италию впал в пищевые заблуждения и уморил себя голодом. Но Тургенев просил не говорить никому о странностях Иванова, так что вы тоже никому не рассказывайте, это все между нами.

Когда гигантское полотно было закончено, Иванов увез его в Петербург и выставил сначала в Зимнем дворце, а потом в Академии художеств. Царю картина понравилась, но не слишком; журнал «Сын Отечества» поместил разгромную статью – Иванов не выдержал такого отношения к труду всей своей жизни, слёг и умер. Как писал Тургенев, предвосхищая известную шутку, «художеству еще худо на Руси.»

No comments:

Post a Comment