Monday, 25 September 2006

Жуковский отдает долг русской литературе

Русские писатели 19-го века прекрасно понимали, что такое реструктуризация долга. Они вообще отлично разбирались в долгах – потому что делали их постоянно. Даже наставник императорского наследника, поэт Жуковский, - и тот бывал должен сильным мира сего. Но обо всем по порядку.


Читаем письмо Жуковского Гоголю из 1844 года. «Ну, Гоголек, хорошо, что Вы наконец откликнулись. Ведь уж мне начинало казаться, что Вы обнаружили передо мною бытие свое на минуту каким-то бестелесным фантомом, или призраком, и что я вместо Вас видел перед собою некоего, так сказать, исшедшего из-за пределов оного мира духовного прихлебателя земных отношений.»

Все-таки в старину приятно излагали – сейчас написали бы «чё так долго не отвечал?» Жуковский описывает Гоголя как некоего фантома, вероятно, под впечатлением его же «Мертвых душ», вышедших тремя годами ранее.

«Я во Франкфурте; вся пакость, принадлежащая к жизни человека бессмертного: столы, стулья, шкапы, перины, горшки, стаканы, стаканчики, ложки, плошки, шляпки и тряпки – все приехало в добром здоровье и лежит передо мною.» Все-таки чувствуется, что писал поэт – не удержался и начал рифмовать тут же.

Далее Жуковский опоэтизировал пинок, который может получить от него слуга Даниил (Гоголь называл его «пророк Даниил»): «Я должен быть в некотором расположении духа, и легко случится, что и пророк Даниил может подчас приобрести или толчок в задние регионы бытия своего, или соответствующее сему толчку русское приветственное и поощрительное слово.»

Все это Жуковский пишет к тому, чтобы Гоголь не приезжал к нему в ближайшие дни (мало ли на кого мог пасть гнев экзальтированного поэта?) – зато зовет его приехать позже. Гоголь так и поступил. И вот здесь мы подходим к моменту, с которого начинали: как Жуковский избавился от долга и в то же время помог деньгами русской литературе.

«Я был должен Великому князю наследнику 4000 рублей. При отъезде его из Дармштадта я сделал ему предложение: «Не благоугодно ли будет Вашему высочеству, чтоб я заплатил эти деньги не Вам, а известному Вам русскому, весьма затейливому писателю господину Гоголю; так, чтобы я ему сии деньги платил в год по тысяче рублей, начав с будущего генваря (понеже вдруг сего сделать не могу вследствие чахоточного состояния мошны моей)?»

Наследник согласился. Жуковский фактически применил к Гоголю современную схему благотворительности (государство отказывается от части доходов в пользу искусства или другого благого дела) – добившись при этом еще и беспроцентной рассрочки платежа на 4 года! Правда, сам Гоголь вмешался в эту схему и чуть не разрушил ее: он долго отказывался от денег, но в конце концов принял их.

No comments:

Post a Comment