Поговорим о собаке – лучшем друге человека. Карамзин в «Письмах русского путешественника» описывает трогательный случай, когда собака явила пример рыцарской доблести. «Обри Мондилье, - пишет Карамзин, - гуляя один в лесу недалеко от Парижа, был зарезан и схоронен под деревом. Собака несчастного побежала ночью искать его и нашла могилу в лесу.»
Карамзин рассказывает, как собака заставила друга погибшего пойти с ней в лес,
- и так тело было найдено. Но это еще не все. «Через несколько месяцев, - сообщает Карамзин, - собака встречается с убийцей, которого все историки называют рыцарем Макером; бросается на него, лает, грызет, - так что с великим трудом могли оттащить ее. Собака, всегда смирная, только против одного человека делается злобным тигром.» Вы спросите, откуда собака узнала, кто убийца? Не будем портить красивую историю – узнала и узнала, может быть у неё был особый нюх или просто логические способности – неважно.
«Люди вспомнили, - продолжает Карамзин, - что Макер в разных случаях оказывал ненависть к покойнику. Другие обстоятельства умножают подозрение.» Ну вот, всё понятно: собака помнила, что Макер испытывал неприязнь к потерпевшему, а тут еще другие обстоятельства – сложила одно с другим и всё поняла.
Читаем дальше: «Доходит до короля. Он желает видеть собственными глазами – и видит, что собака, ласкаясь ко всем придворным, с визгом кусает Макера» (заметим вскользь, что после этой серии экспериментов рыцарь был уже изрядно покусан). «В тогдашние времена поединок решал судьбу обвиняемых, если доказательства были неясны. Карл Пятый назначает день, место; рыцарю дают булаву и пускают собаку. Макер заносит руку, хочет разить, но собака увертывается, хватает его за горло – и злодей, падая на землю, признается королю в своем злодеянии.» (Все-таки старые истории хороши тем, что в них нет места неопределенности: рыцарь не стал умирать, оставляя всех в сомнениях: он – не он. Всё по-честному рассказал в последние секунды – молодец.)
Карл Пятый, пораженный мудростью и преданностью собаки, повелел соорудить ей монумент, на котором вырезали следующую надпись: «Жестокие сердца! Стыдитесь: бессловесное животное умеет любить и знает благодарность. А ты, злодей! В минуту преступления бойся тени своей!» Монумент поставили прямо на месте, где происходили драматические события – то есть в лесу, так что любоваться героической собакой могли в основном дикие звери, но им, наверное, тоже было приятно. «Когда история людей, наполненная злодеяниями, выпадет из рук моих, - пророчит Карамзин, - я стану читать историю собак и утешусь!»
Saturday, 12 August 2006
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment