Saturday, 12 August 2006

Шпионка 4-х разведок

68 лет назад в архиве ЦК ВКП(б) появилась записка о женщине, которую во многих странах Европы считали шпионкой. «Секретно. Сталину и Молотову. Приступив к приведению в порядок запущенного хозяйства Гослитиздата, я заинтересовался вопросом, куда идет валюта за печатаемые за границей произведения Горького. Выяснилось следующее. До сих пор в качестве представителя интересов Горького за границей фигурирует Бутберг, которая получает несколько тысяч фунтов стерлингов в год. Ни Ладыжников, ни Пешкова не знают как развязаться с этой баронесой.»


Баронесса Будберг! Эстонка, до революции жила в Петербурге, арестована большевиками, потом, как писали английские газеты, выпущена в обмен на какого-то коммуниста, сидевшего в Эстонии.

Читаем записку дальше: «Дело в том, - доносят Сталину, - что баронесса Бутберг – заведомо подозрительный тип. После обыска у нее в Сорренто в 1925-м году стало известно, что она является агентом Интеллидженс Сервиса». А ведь Сталин виделся с баронессой. В письме Сталину (март 1936 года) Горький писал: "Мнение Бабеля [о Мальро] подтверждает и другой мой информатор Мария Будберг, которую Вы видели у меня; она вращается среди литераторов Европы давно уже и знает все отношения, все оценки."

И все же на Лубянке баронессу считали английской шпионкой! А в Лондоне думали, что она работает на Москву. В 2003-м году в Англии рассекретили (и то частично) досье на баронессу Будберг – толстая папка, более сотни листов. Из секретного донесения: «Будберг играет роль «почтового ящика» в интересах Советов. Насколько нам известно, не поддерживает связей с посольством. У нее огромная переписка, которую надо просматривать.» В папке действительно лежат копии перехваченных писем («Дорогая Мурка, вчера я видела Бэя, который зашел с Кириным подарком» - ничего интересного, бытовая переписка).

«За последние 3 года, - читаем в секретном английском досье, - баронесса 4 раза была в Москве, в последний раз – на похоронах Горького.» Снова Горький. Англичане получали информацию от агента, который зашифрован буквой «Д», но в документе ручкой приписано «Дайе, из французского посольства в Москве». В Москве, значит... Может, тогда и Кремль получал данные из этого источника? А Будберг работала на Францию? Французский источник, путая следы, говорит, что в Париже Будберг считают немецкой шпионкой.

Агенты в Москве передают Сталину: «Теперь эта ловкая баба устроилась в качестве утешительницы при Герберте Уэльсе с явной целью обделывать свои темные дела за спиной этого писателя.» Английское досье тоже излагает эту информацию, но более конкретно: «Через леди Диану Купер она работала с Гербертом Уэллсом (который много лет пытался жениться на ней).»

Слежка за баронессой Будберг в Лондоне продолжалась десятки лет. В досье – ее фотография: некогда красивая женщина в черном берете; тонкий рот; печальная улыбка. «Ее лондонский дом посещает множество людей самых разных политических взглядов, - пишет британский разведчик своему коллеге в США. – Она сама просоветски настроена, но, насколько нам известно, не коммунистка.» Дом, где жила баронесса Будберг, по адресу Кадоган сквер, 81, больше не существует – он снесен; родственники баронессы умерли; ее не смогли достать ни Сталин, ни английская разведка – теперь, вероятно, так и останется тайной, была ли она шпионкой, и если да, то чьей.
 
 

No comments:

Post a Comment