171 год назад российский военный министр граф Чернышев решил сделать что-нибудь с английскими агентами на Кавказе. В своей записке он пишет, что в Константинополе осели горцы, которых западные державы подстрекают к восстанию против Российской империи.
«К числу их, - замечает граф, - принадлежит черкесский дворянин Сефер-бей. Он и товарищи его пользовались тайным покровительством английского посольства в Константинополе.» Сефер-бей – фигура колоритная: юношей горцы выдали его русским в качестве заложника, потом он отправился учиться в Одессу, где стал юнкером; в Анапе поссорился с командиром и бежал в Турцию, оттуда совершал набеги на Кавказ и хотел стать единственным правителем Черкесии.
Граф Чернышев не пишет о том, что Сефер-бея в Константинополе принимал секретарь английского посольства Уркварт (по словам Карла Маркса, «совершеннейший маньяк»), который после этого сам отправился к черкесам (читай - чеченцам), чтобы призывать их к восстанию.
Военный министр пишет: «Появились между ними [горцами] разные английские бродяги, выдававшие себя за посланников и уполномоченных и успевшие убедить простодушных горцев в достоверности своих обещаний раздачею огнестрельных припасов и оружия и предъявления, в виде правительственных манифестов, нескольких листов газеты Morning Chronicle.» Ну скорее наоборот: это были агенты, выдававшие себя за бродяг. Граф продолжает: «Имена и звания этих лиц не могли быть с достоверностью открыты. Но в исходе минувшего года была схвачена крейсерами нашими у черкесских берегов английская купеческая шкуна, доставившая к ним транспорт снарядов, и с тех пор сведения о сношениях английских эмиссаров с горцами сделались более достоверными.»
Это был международный скандал: на Черном море схватили судно английского купца Белла; Белл, по сведениям российского военного ведомства, показывал горцам бумагу якобы от английского правительства, в которой утверждалось, что Лондон вышлет им оружие, если Россия не выведет войска с Кавказа.
Чтобы поймать на Кавказе надоевшего агента, российское правительство решило назначить за него награду. «Указан новый способ о поимке Белля и его товарищей, - пишет граф Чернышев, - посредством самих горцев, склонив их к тому значительными денежными наградами. Корыстолюбие этих людей, при известной их отважности и предприимчивости, подает надежду, что эта мера не останется безуспешной.»
На самом деле это не помогло: Белл вернулся на родину и опубликовал там свои воспоминания. Как пишет Чернышев, в тайных операциях русское правительство еще 170 лет назад использовало двойных агентов. «Сведения эти, - признает граф, - доставлены горцем из черкесского племени Андреем Гей, который находился долгое время при английском посольстве в Константинополе и был употребляем для посылок и разведываний по делам горцев. Теперь же в этом качестве он употребляется тайным советником Бутеневым, не прерывая, впрочем, сношений своих и с английскою миссиею.»
Tuesday, 8 August 2006
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment