«Я все время старался дать тебе почувствовать свою власть над тобой, чтобы ты рано или поздно ощутил силу моей любви». 250 лет назад граф Честерфилд писал своему внебрачному сыну, из которого хотел сделать образцового джентльмена.
Почитаем сегодня, как он советовал обходиться с врагами. «Человек, - пишет граф, - всегда мучительно переживает, когда кто-то становится ему поперек дороги и не дает добиться успеха при дворе или расположить к себе женщину.» Но если соперники дуются друг на друга, их дама скучает и может предпочесть третьего, - поэтому граф советует следующее:
«Стать с другим приветливым, вежливым, как будто между ними нет никакого соперничества. Не приходится сомневаться, что он больше понравится даме, а другой решит, что соперник его спокоен, потому что твердо уверен в своей победе.»
То же самое и в делах: тут граф Честерфилд вспоминает, как в 1744-м году приехал в Гаагу, чтобы от имени Англии втянуть Нидерланды в войну. Против него действовал французский посланник – аббат де ла Виль.
«Два дня спустя, - пишет граф, - я отправился к амстердамским депутатам и нашел там аббата, который меня опередил. Тогда я обратился к депутатам с улыбкой и сказал: «Я очень огорчен, господа, тем, что вижу среди вас моего врага. Я достаточно знаю его, поэтому боюсь. Перевес на его стороне, но я надеюсь, что ваши собственные интересы сумеют противостоять великим талантам моего врага.» Все улыбнулись, аббату понравился мой комплимент и тон, каким были сказаны эти слова.» В итоге лорд Честерфилд добился своего, от случая к случаю непринужденно общаясь с соперником, чтобы узнать о его планах.
«Если человек оскорбляет и грубо унижает тебя, ударь его, - советует граф. – Но если он только задевает тебя, лучший способ отомстить ему – это быть изысканно вежливым с ним и возвращать его колкости с процентами.» Лорд Честерфилд был, без сомнения, мастером пиара – и судя по тому что он пишет, пиар побеждал всё уже в 18-м веке.
Читаем дальше: «Общество судит обо всем по поверхностному впечатлению; мало тех, кто способен проникнуть вглубь. Если человек, который всегда точен в мелочах, допускает серьезную ошибку в вещах важных, окружающие склоны его оправдать. В девяти случаях из десяти хорошее воспитание воспринимается людьми как душевные качества, а знаки внимания почитаются добрыми делами.»
Наблюдательный и расчетливый лорд Честерфилд оставил своему сыну целый том наставлений, но напрасно: тот ничего не достиг и умер в возрасте 36-ти лет. Английский издатель пишет: «Это разбило Честерфилду то, что было у него вместо сердца». Уже после смерти сына старый граф узнал, что он тайком женился и завел двоих детей. Граф с честью вынес удар судьбы: он признал вдову своего сына и позаботился о судьбе внезапно обретенных внуков.
Monday, 24 July 2006
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment