Сегодня мы почитаем про то, как великие русские писатели ходили на маскарад. Вот как в 1830-м году Пушкина звали в гости в дом австрийского посла в России: “Решено: мы устроим наш маскарадный выезд завтра вечером – в 9 часов мы соберемся у маменьки. Приезжайте в черном домино и в черной маске. Мы рассчитываем на ваше остроумие, милый Пушкин, чтобы оживить эту затею”.
Маменька, о которой шла речь в письме, – это теща автрийского посла, Елизавета Михайловна Хитрово, дама образованная и светская, но чрезвычайно простодушная. Она считала, что у нее невероятно красивые плечи, и носила платья с огромным вырезом – за что в свете ее прозвали “Лиза голенькая”.
Елизавета Михайловна всячески давала понять, что влюблена в Пушкина, и такое назойливое обожание ему страшно докучало. Пушкин и раздражался, и подшучивал над ней, но в то же время не хотел обижать – и разумеется, явился на маскарад – в черной маске, как это было принято в то время. Из-за этой моды толпа гостей на маскарадных балах выглядела более темной и мрачной, чем на обычных светских праздниках. В то же время на маскарады приходили и в необычных костюмах, которые готовили за несколько месяцев. Например, в 1831 году на маскарад в Дворянском собрании Лермонтов явился в мантии астролога, с огромной книгой под мышкой. Это была книга судеб – на каждой странице были китайские иероглифы, срисованные с большой коробки с чаем и стихи, предназначенные знакомым, которых было можно встретить на празднике.
Если на маскараде устраивались танцы, то участники обязаны были снять маски – но это происходило крайне редко. Обычно гости в масках просто прогуливались по залу – “ходят, несчастные, будто по Невскому” – говорил про маскарады писатель Соллогуб. Но отсутствие танцев никого не смущало. Маскарады любили за возможность появиться в обществе, сохраняя инкогнито. Кроме того, существовало непреложное правило: маска давала право на фамильярность по отношению к высокопоставленным особам. Императрицу в маске на балу толкали локтями без всякого уважения, императора преследовали незнакомые люди и пытались завязать разговор – а узнавшие его дворяне, которые были в костюмах русских бояр, немедленно повалились царю в ноги.
Иногда участникам маскарада явно не хватало чувства меры. Вот как пишет об этом в своем дневнике Пушкин в 1835 году: “Бал придворный – приватный маскарад. Двор в мундирах времен Павла Первого. Граф Панин, товарищ министра, одет дитятей. Государь – полковником Измайловского полка. В городе шум. Находят все это неприличным” – заключает поэт.
Thursday, 10 August 2006
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment