Сегодня мы будем читать письма, которым почти 500 лет, а звучат они так, будто были написаны вчера. Потому что речь в них идет о вечном: о невыплате зарплаты.
Июнь 1509-го года: «Денег от Папы не получал уже 13 месяцев и ожидаю их получить месяца через полтора непременно, потому что издержу основательно всё.» (Папа – это, конечно, Папа Римский, Юлий Второй. А пишет письмо величайший скульптор все времен – Микельанджело).
«В начале правления Папы Юлия, - вспоминал Микельанджело, - когда я поехал к нему на службу, было сделано множество рисунков его собственной гробницы, и один ему понравился». Странный вкус к созерцанию собственных гробниц римские Папы переняли от египетских фараонов, которые тоже начинали строить свои пирамиды, едва вступив в должность. Юлий второй обещал скульптору 10 тысяч дукатов, но заплатил всего тысячу, а когда работа зашла уже далеко, вдруг отменил заказ (вероятно, он подумал, что гробница ему ещё долго не понадобится – тут он ошибался!)
«Я оказался в большом убытке, - писал Микельанджело, - но когда я пытался просить Папу отдать мне деньги за выполненную работу, он разгневался настолько, что велел выставить меня из кабинета, после чего я от стыда тут же покинул Рим.» Вскоре Микельанджело осознал, что требовать денег за работу – неслыханная наглость, и «с веревкой на шее» просил у Папы прощения.
Тот милостиво простил скульптора и заказал ему свою бронзовую статую. Поскольку Микельанджело не привык работать по металлу, Юлий второй сказал: «Мы будем отливать ее столько раз, сколько нужно, и дадим тебе денег, сколько потребуется». Как ни странно, Микельанджело поверил в это. Когда статуя была готова, стороны произвели расчет, и великий гений всех времён понял, что за два года заработал всего 4 дуката. (Своим подмастерьям он платил 30 дукатов в месяц.)
Перед смертью Папа Юлий еще успел зажать часть денег за роспись Сикстинской капеллы (когда он спросил Микельанджело, почему апостолы на фреске выглядят бедно, мастер ответил: «Они и в жизни были бедными».)
Кончилось всё тем, что когда Юлий умер, никакой гробницы от Микельанджело у него не было, и наследники Папы еще долго судились со скульптором, чтобы он завершил эту работу.
Микельанджело пережил еще нескольких пап, а Юлию отомстила история: враги сбросили его бронзовую статую с собора, и герцог Феррары распорядился переплавить ее. Из полученной бронзы отлили пушку, которую издевательски назвали «Джулия». Так в новой ипостаси Папа Юлий изрыгал настоящее пламя на своих противников. Любопытно, что когда Микельанджело отливал из этой бронзы статую, он пригласил в качестве эксперта пушечного мастера – металл, к которому прикоснулся мастер, в итоге и принял форму пушки.
Saturday, 10 June 2006
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment