Wednesday, 27 December 2006

О бережливости

"Отец Пушкина, Сергей Львович, был в своем роде нежный отец, но нежность его черствела в виду выдачи денег, - пишет Петр Вяземский. - Вообще был он очень скуп и на себя, и на всех домашних. Сын его, Лев, за обедом у него разбил рюмку. Отец вспылил и целый обед проворчал. "Можно ли, - сказал Лев, - так долго сетовать о рюмке, которая стоит 20 копеек?" - "Извините, сударь, - с чувством возразил отец, - не 20, а 35 копеек!"

С Сергея Львовича Пушкина можно было сразу писать "Скупого рыцаря".  Модзалевский нашел такой отзыв о нем: "Сергей Львович, по своему характеру и воспитанию, не мог заниматься хозяйством, получал мало доходу с своих, впрочем, значительных имений и, попеременно то мотая, то скупясь, никогда не умел сводить концов с концами. Отсюда разные мелочные неприятности. Один современник, добрый приятель Пушкина, рассказывал, как Александру Сергеевичу приходилось упрашивать, чтоб ему купили бывшие в моде бальные башмаки с пряжками и как Сергей Львович предлагал ему свои старые, времен Павловских"

То ли дело брат Пушкина Лев Сергеевич! Не жалел ни своих денег, ни чужих! Из письма Александра Пушкина Наталье Николаевне (1834 год): "У меня большие хлопоты по части Болдина. Через год я на всё это плюну - и займусь своими делами. Лев Сергеевич очень себя дурно ведет. Ни копейки денег не имеет, а в домино проигрывает у Дюме по 14 бутылок шампанского. Я ему ничего не говорю, потому что, слава богу, мужику 30 лет; но мне его жаль и досадно."

В молодые годы Пушкина страшно раздражало, что из-за скупости отца он даже не всегда может позволить себе извозчика. Это так запало ему в душу, что (возможно, бессознательно) в памяти у него отложилась история о страшном преступлении, которую он пересказал англичанину Томасу Рэйксу. Читаем записки Рэйкса: ""Как-то вечером в обществе разговор зашел об убийствах, которые здесь не редки в низших классах общества, хотя редко упоминаются в здешней очень незначительной газетной печати, которая не получает сведений о таких происшествиях.

Поэт Пушкин сказал весьма серьёзно: "Скажу вам больше..." - и начал рассказ о страшном убийце. По-видимому, этот человек безнаказанно совершил восемь убийств, девятое было раскрыто, и он сделал такое признание: "В Царском Селе он нанял сани для поездки, которая обошлась бы ему в 50 копеек. Во время езды он стал соображать, что если он убьёт извозчика, то он, конечно, сбережёт себе плату за проезд и, быть может, найдёт сколько-нибудь денег в его кармане. Ради этого он очень спокойно вынул нож и ударил им извозчика в спину. Ограбив несчастного, он нашёл только 24 копейки, следовательно он убил человека из-за денег счётом около восьми пенсов".

No comments:

Post a Comment