В 1883-м году русский генерал Ростислав Фадеев совершил поездку на Кавказ и задал себе вопрос: когда же Российская империя перестанет расширяться? И ответил сам себе: никогда.
«Можно предвидеть, - пишет он, - что многие еще миллионы азиатского населения будут подчинены русскому господству. Давно уже англичане в Индии закаивались идти далее, закаивались и голландцы в Малазии, - и однако же все они невольно шли вперед. Сожительство с племенами, не признающими иного права, кроме права силы, вынуждает для собственной безопасности подчинять ближайших соседей.»
Тогда правительство как раз задумалось, как изменить управление Кавказом, и генерал Фадеев входил в соответствующую комиссию. Он выводит удивительную закономерность – «бремя белого человека» везде одинаковое. «Английский подданный платит в Европе податей 90 франков, в Индии – не свыше 7 с половиной; голландец платит более 70 франков, голландский малаец – 5 с половиной. То же самое буквально повторяется у нас. В Закавказском крае платежная способность населения выражается цифрой 2 с четвертью рубля, в Туркестане – рубль девяносто: те же неизменные 6-7 франков, как в Индии и Малайзии.»
«Благосостояние страны. – заключает Фадеев, - зависит не от даров природы, а от духовного склада человека и общественного развития, вырабатываемых тысячелетиями – вследствие чего голландское болото в 14 раз богаче Голконды [Индийской крепости с драгоценными гробницами царей]»
Сам по себе колониализм, - утверждает русский генерал, - не очень тяготит местное население: «Европейская власть не теснит богатых для выжимания денег, не заставляет скрывать свои доходы и ходить в лохмотьях, не отымает красивых жен, ограждает безопасность на дорогах.» Но как только пришельцы пытаются ввести свои порядки – особенно законы – начинается бунт.
«Европеец, - объясняет Фадеев, - не проживает и дня без обращения к закону – от городового до нотариуса. Частный человек в Азии признает власть только для охранения государственной безопасности, а во всех житейских отношениях сторонится от неё как от чумы, но европейский закон со своими агентами вторгается в его жизнь и отравляет её.»
Русские, надо сказать, серьезно относились к своей просветительской миссии. «В Туркестанском крае, - читаем у Фадеева, - мусульманский народ насильно подвергали оспопрививанию, а когда жители уклонялись от него как от противного вере, предрассудок их подавляли оружием, а наиболее противившихся вешали.»
Вводить везде русские порядки управления – все равно что так защищать народ от оспы, - намекает генерал. Поэтому он советует на новых территориях упразднить все эти чуждые суды и административные участки и вернуться к военно-народному управлению, столь привычному, любимому, а главное – недорогому способу управления. Убедиться в том, что его доводы приняты, генерал не успел: он умер вскоре после составления этой записки.
Saturday, 21 October 2006
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment