Сегодня почитаем про дуэли – зверский обычай джентльменов. «Во Франции при Людовике 13-м, - пишет Исаак Дизраэли, - люди, встречаясь утром на улицах, первым делом спрашивали: «Кто дрался вчера?» – а после обеда: «Кто дрался утром?» – настолько часто это происходило. Был тогда некий Бутвилль, и ему не надо было поводов к драке. Если при нем кто-то в дружеской беседе упоминал, что такой-то и такой-то – храбрец, он немедля оборачивался к говорящему со словами: «Сир, я слышал, что вы – храбрец, давайте скрестим шпаги!»
В доме у этого Бутвилля встречались секунданты со всего Парижа; секунданты тоже дрались между собой – это была какая-то биржа убийств.
В конце концов Бутвилля казнили – кардинал Ришелье лично проследил, чтобы его сторонники (а их оказалось немало) не смогли вызволить дуэлянта из тюрьмы.
Первый во Франции указ против дуэлей король подписал в 1599-м году – он приравнял дуэль к государственной измене и приказал отнимать у драчунов все имущество. Не помогло. Следующий монарх – Генрих 4-й - повторил указ; никакого толку. Тогда в 1609-м году король велит наказывать не только дуэлянтов, но и всех причастных к дуэли – даже зрителей; но это только распалило общество.
Чтобы избежать наказания, соперники не слали друг другу вызовы – они подстраивали как бы случайную встречу и там дрались вволю. И вот в 1624-м году гнев короля добрался до знаменитого дуэлянта Бутвилля: его и еще трех соучастников осудили к повешению за то, что они устроили дуэль на Пасху (в случае, если их не удастся поймать, предписано повесить их чучела). Три года Бутвилля ловили, и в конце концов он попался; к виселице его сопровождали толпы сторонников; человек, сто раз смотревший смерти в глаза, принял ее от рук палача.
Но это во Франции. В России почему-то было принято на дуэлях убивать лучших литераторов. Ситуация улучшилась после Октябрьской революции. Почитаем мемуары выдающегося прозаика Виктора Шкловского. В 21-м году он хотел вызвать на дуэль жениха девушки, которая ему нравилась.
«Сперва я хотел прийти к нему на квартиру и убить его, - пишет Шкловский. – Но я не умею убивать, поэтому я вызвал этого человека на дуэль. У меня было два секунданта, один из них коммунист. Пошел к одному товарищу шоферу. Сказал: «Дай автомобиль, без наряда, крытый.» Он собрал автомобиль в ночь из ломаных частей. Поехали утром в семь за Сосновку, туда, где пни. Одна моя ученица с муфтой поехала с нами, она была врачом. Стрелялись в 15 шагах; я прострелил ему документы в кармане (он стоял сильно боком), а он совсем не попал. Пошел садиться в автомобиль. Шофер мне сказал: «Виктор Борисович, охота. Мы бы его автомобилем раздавили.» Так народ, а за ним и власть высказались против дуэлей.
Saturday, 9 September 2006
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment