Wednesday, 19 July 2006

О сдержанности

«Дугумбе сказал: «Оставьте его мне. Если он выживет, я накормлю его. Если нет – похороню его.» В его отряде потерялась женщина – она отстала; и еще семерых убили по дороге; лес кишел убийцами.»

Это Африка, всего 130 лет назад. Дневник благородного Дэвида Ливингстона – борца с работорговлей, исследователя. Он как раз шел к верховьям Конго (думая, что это Нил).
Но арабские работорговцы учинили резню, заставив его повернуть к озеру Танганьика, где у него был лагерь.

«Мы видели, - пишет Ливингстон, - множество сожженных деревень. Люди Салема Мокадама сожгли их ради шутки, зная, что их никто не накажет. Мимо нас прошли четверо поселян, чтобы объявить о смерти женщины из их деревни. Они вымазали свои тела глиной, а головы сажей.»

По мере продвижения обстановка накалялась: африканцы принимали Ливингстона за своего врага – араба. «Деревенские разбегались от нас, потом подбегали и бросали камнями. Пытались убить тех, кто шел за водой.» В лесу их ждала засада. «Слева и справа – густая стена растительности, узкую тропинку загородили срубленные деревья – но нападающих почему-то нет, - удивлялся Ливингстон. - Вдруг справа просвистело копье, оно слегка оцарапало мне спину и прочно вонзилось в землю. В 10-ти метрах от меня в лесу показались два дикаря и убежали прочь без оглядки. Не знаю, как они промахнулись – они все так владеют копьем! Дикари видели меня в красной куртке и подумали, что я Мохамад Богариб или сам Колоколо, чьи люди убили пятерых местных мужчин, угнали в плен 11 женщин и захватили 25 коз. Еще одно копье просвистело в полуметре спереди от меня. Мы дали залп по зарослям – но вслепую; оттуда донеслись торжествующие крики; двух из нашей группы убили.»

В тот день Ливингстон был спасен и в третий раз: на него падало огромное дерево, но он остался невредим. Веря, что его защищает небо, к нему сбежались его спутники – кроме одного, который, бросив поклажу, скрылся с тюком тряпок.

В местечке Муанампунда Ливингстон видел, как дикари готовят мясо с бананами. «Идите, дайте поесть спокойно,»- неприветливо сказали дикари, и Ливингстон понял, что они варят мясо убитого врага.

В конце концов измученный Ливингстон добрался до лагеря, где его ждал сюрприз – гости. Англичанин Генри Мортон Стэнли, встревоженный, что от Ливингстона уже долгие годы ничего не слышно, отправился в Африку и нашел его!

Из дневника Стэнли: «Я бы побежал к нему, но побоялся сделать это перед всей толпой, - я бы заключил его в объятья, но поскольку он был англичанин, я не знал, как он воспримет это; страх и ложная гордость заставили меня поступить так: я подошел к нему, снял шляпу и сказал: «Доктор Ливингстон, если не ошибаюсь?» - Да, ответил он с доброй улыбкой, слегка приподняв шляпу.» Это были, наверное, самые знаменитые слова, сказанные европейцами в Африке.

No comments:

Post a Comment