Сегодня мы будем читать, как знаменитый писатель Марк Твен боролся за революцию в России. 116 лет назад издатель эмигрантского журнала Степняк-Кравчинский попросил его написать что-нибудь в поддержку партии народников.
«Не знаю, как взяться за это,» - отвечает Марк Твен и цитирует из русского журнала: «Царское правительство, тупо уверенное в своей неуязвимости, словно издеваясь над нынешним гуманным веком, только усиливает зверства.
Не удовлетворяясь медленным умерщвлением своих узников и погребением цвета нашей молодежи в Сибири, правительство Александра III решило обречь их на режим неслыханно жестокий…»
«Когда читаешь эти слова, - пишет Марк Твен, - понимаешь, что только в аду можно найти подобие правительству вашего царя. Но создается впечатление, что ни одна из ваших партий не желает окончательно лишиться современного ада.»
Надо сказать, что до этого Марк Твен в составе американской делегации встречался с русским царем; возможно, ему было неловко писать против монарха – и он отказывается, но якобы потому, что эмигранты недостаточно радикальны. «Теперь я понимаю, - пишет великий юморист, - почему все люди испытывают к гремучей змее столь глубокую и непоколебимую вражду: потому лишь, что гремучая змея не обладает даром речи. Монархия этим даром обладает, и до сих пор ей удается убеждать людей в том, что она чем-то отличается от гремучей змеи, что она чем-то полезна.»
Дальше Марк Твен пишет уже как завзятый большевик: «Предположим, что этот каменносердый, кровожадный маньяк всея Руси [то есть царь] бесчинствовал бы в Вашем доме, преследуя беспомощных женщин и детей. Как бы вы поступили, если бы у Вас в руках было ружье? А Вы бездействуете, изыскивая способы «модифицировать» его.»
И Марк Твен вполне в духе Карла Маркса доказывает, что все свободы добываются не прошениями, а кровью. «Разумеется, я знаю, что опрокинуть русский трон лучше всего было бы революцией, - заключает автор «Тома Сойера». – Но устроить там революцию невозможно. Остается, пожалуй, только сохранять трон вакантным с помощью динамита до того, когда ближайшие кандидаты предпочтут отклонить эту честь.»
Революционный террор! Поразительно, что за 20 лет до этого Марк Твен писал русскому царю следующее: «Ваше императорское величество! Мы, горсточка частных граждан Америки, скромно, как и приличествует людям, не занимающим никакого официального положения, желаем лично выразить признательность властителю государства, которое, по свидетельству доброжелателей и недругов, всегда было верным другом нашего любимого отечества.»
Оговоримся: тогда на троне был Александр второй, Освободитель, – но именно его и взорвали террористы, с которыми, как теперь выясняется, был солидарен Марк Твен. Вот и верь после этого писателям! Впрочем, письмо с призывом взрывать царей Марк Твен русскому издателю так и не отправил; у русских и без него хорошо получалось.
Wednesday, 12 July 2006
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment