Thursday, 16 September 2010

Аргентина и США - разлученные близнецы

Ошибки в масштабе страны совершаются по массе причин. Часто решения за страну принимают группы или союзы групп, чьи сиюминутные выгоды идут вразрез со стратегическими интересами народа. Но такие влияния можно преодолеть. Большинству государств нефть и алмазы, открытые в их недрах, причинили много вреда - но не всем. Где-то властные группировки подчинили себе государства и утащили их в болото - но где-то им дали отпор. Мусульманская вера в некоторые эпохи тормозила развитие стран - но это не вечное проклятие.
Каких-то сто лет назад США и Аргентина были соперниками; они начинали с одинаковых стартовых позиций. Обе страны использовали первую волну глобализации в начале 20-го века. И там, и там население было молодо и динамично, почвы плодородны, экспортеры - уверены в себе. США и Аргентина поставляли мясо из Нового Света на столы своих бывших колониальных хозяев в Европе. До Великой Депрессии 1930-х Аргентина входила в десятку богатейших стран мира. Миллионы эмигрантов из Италии и Ирландии, бежавших от нищеты в родных краях, метались в сомнениях: куда податься - в Буэнос Айрес или в Нью-Йорк, в пампасы или в прерии?
Сто лет спустя таких сомнений уже не было...

Алан Битти. "Мнимая экономика"(с) Пингвин букс, 2009
... Одна страна стала историческим примером экономического процветания. Другая пережила надлом. Бездарные, прогнившие правительства снова и снова грабили сбережения собственного народа. Когда этот плод был выжат до косточки, они начали грабить иностранных инвесторов, которые оказались настолько слепы, что доверились блеску далекого прошлого и забыли о провалах современности.

История располагает к самообману: мы думаем, что объясняем и анализируем, когда на самом деле мы просто крепки задним умом. Все как раз и шло к тому, что произошло, и лучшим доказательством неизбежности событий является то, что как раз они и случились. Раз уж мы знаем, что Аргентина потерпела провал, мы можем надергать причин из области географии, социального устройства, климата и политических влияний, чтобы доказать, что провал был неизбежным (...)
Сходство между этими странами во второй половине 19-го века (и до самого 1939 года) - не было надуманным или поверхностным.  Хозяева пампасов, молодые аргентинцы, сидящие в европейских салонах между двумя мировыми войнами, - так же часто встречаются в воспоминаниях, как и молодые американцы, играющие в декаданс в Берлине и Париже.
Долгое время США и Аргентина двигались параллельными курсами. Штаты, позднее образовавшие США, провозгласили независимость в 1776 году и стали новым государством в 1789. Вице-королевство Аргентина, часть испанской империи, простиравшейся через весь континент до Перу, перестало существовать в 1810 году. Повстанцы вдохновлялись идеалами американской революции; им придали сил две неудачные попытки британцев овладеть столицей - Буэнос Айресом. В 1816 году Аргентина стала независимой республикой (...)
На первый взгляд похожи были и экономики двух стран: аграрные страны, продвигавшие свои границы на запад. Фермер с границы - гаучо или ковбой - стал национальным символом смелости, независимости и упорства. Но если присмотреться повнимательнее, становятся видны различия. В США новые земли раздавали частным лицам и семьям В Аргентине они доставались новым богатым землевладельцам.
В США фермеры Новой Англии, густонаселенных штатов на северо-востоке, пришли в основном из Британии, Германии и Голландии - в этих странах на много жителей было мало земли. Эмигранты привезли с собой традицию тшательной обработки небольших участков. В Аргентине, напротив, испанцы оставили традиции кучки богатых землевладельцев, живущих в обширных поместьях - и аристократические привычки. И еще там не хватало рабочих рук. Массовая иммиграция пришла в Аргентину в конце 19-го века, и двигать границу на запад приходилось минимальными силами.
Америка поощряла самозахват земли, Аргентина поддерживала землевладельцев. Страшно желая продвигаться на запад и испытывая недостаток в средствах, Буэнос Айрес поощрял переселенцев, заранее продавая большие участки на землях, которые еще не были захвачены у индейцев, или обещая их армейским офицерам, которые вели наступление. Но когда битва была выиграна, победители были истощены; умелых фермеров не хватало, до восточной границы было далеко, так что новые землевладельцы просто огораживали свои земли забором и превращали их в пастбища. Чтобы разводить скот или овец, много работников не требовалось, но и потребности увеличивать производительность за счет удобрений или машин тоже не возникало. Эта начальная ошибка позже не исправлялась.
Европейские иммигранты в Аргентине бежали от земельной аристократии дома только затем, чтобы воссоздать ее в Новом Свете. В ранние годы коммерциализации сельского хозяйства (1860-70-е) землевладельцы тяготились сельской жизнью и самим сельским хозяйством. Многие вели утонченную жизнь в городах, проводя дни в атмосфере европейской литературы и музыки в салонах и не думая уезжать в свои поместья и руководить ими на месте.
(продолжу после)

No comments:

Post a Comment