- А ей этот в аэропорту: "Где ваша американская виза? Вы не сможете больше приезжать в США." А она ему: "Да пошел ты!"
- А потом в самолете: "Мальчик, водочки налей нам." - Только после взлета. - Мальчик, ты не понял, мы домой летим... (С придыханием)Гы-гы-гы. Сначала умыли американца, потом своего прогнули. О как! Русская душа.
Я пересматривал фильм Андрея Тарковского "Ностальгия" и все время ловил эти ноты из Брата-2.
(Русский) Что ты читаешь?
(Красивая итальянка) Арсений Тарковский (в итальянском переводе)
(Русский) Выброси эту книгу! Поэзия - непереводима! [ох, б...]
(Красивая итальянка) ... но тогда бы мы никогда не поняли Пушкина, Толстого...
(Русский) Ничего-то вы в России не поняли.
(Красивая итальянка) Тогда вы не поняли Данте, Петрарку.
(Русский) Конечно, куда уж нам, убогим...
Нет, ну это даже не Брат-2, это хуже. В Брате - честное хамло, с тельняшкой на груди. А тут - типа интеллектуал, главный герой, весь фильм своей спутнице говорит такое, что "приличная женщина на моем месте не выдержала бы и пяти минут."
Но почему это происходит в Ностальгии Тарковского??? Вот главный герой. Почему-то его любит итальянка (ну, ее дело, не будем встревать). А он, русский писатель, весь в себе, - постоянно возит ее мордой по столу.
(Итальянка) Почему ты такой мрачный?
(Русский) (с невероятным апломбом) Вот, почитай, и тогда поймешь... (дает ей какую-то бумагу)
[в этом месте должно было стоять моё "Ё... твою мать"]. Прочитать итальянке следует письмо русского крепостного музыканта, который из Италии пишет, как ему плохо на родине, но без нее он жить не может. А вот своими словами нельзя было сказать это девушке? Нельзя. Потому что, дабы понять Загадочную Русскую Душу, надо пострадать, почитать письмо, подумать, отбить поклоны и т.п.
И вот хочется спросить: а почему, почему всем должно быть интересно про Россию? Почему в фильме все поворачивают голову в сторону русского писателя, который проходит по улочке итальянского городка? Да ни почему. Мы принимаем любопытство и учтивые расспросы за истинный интерес, а тут еще энтузиазм профессиональных славистов и русистов, которые часто нас окружают. И кажется нам, что всем мы интересны. Жаль, что Тарковский впал вместе со всеми в это заблуждение. К тому же мы принимаем вежливость за слабость, отсюда заблуждение, что хамство - это сила. И тут Тарковский тоже, к сожалению, с нами.
Нет, ну понятно, что когда живешь в замкнутой стране, то твоя страна - это и есть весь мир. Если бы северокорейцев выпустили погулять по свету, мы бы увидели очень самонадеянных людей, которые были бы убеждены, что они - носители уникальной культуры чучхе. Все бы на первых порах сбегались посмотреть на этих человечков из консервной банки, и это бы убеждало путешественников в их правоте.
Раз уж начал про Ностальгию, напишу еще (без Брата-2 теперь). Я вообще-то очень люблю фильмы Тарковского. Кроме последних двух. Но Ностальгия - это страшный провал. Сценарий провальный, диалоги чудовищные. Нельзя, чтобы в первой фразе герой говорил: "Не хочу я все это только для себя..." Ну вот так с чистого листа сокровенные мысли не выкладывают - это как половой акт без подготовки.
Движения в фильме никакого. Когда герой мается по комнатам без дела, так и видишь, что это сам Тарковский не видит, куда вести этот фильм, что с ним делать. Янковский совершенно не на месте (просто удивительно, как ему удается изображать мудреца в фильмах Захарова и НЕ удается у Тарковского). Эрланд Йозефсон, кстати, хорошо держит свои сцены - те части, которые с ним, смотрятся хорошо (они не монотонны и к тому же, когда он смотрит в зеркало, возникает жуткое чувство, что этот человек - действительно сумасшедший).
Что произошло с Тарковским, в общих чертах понятно. Он оказался в совершенно чужом мире. Как в Италии говорят люди? Что их интересует? Как они двигаются? Что для них важно, а что нет? Чтобы как-то облегчить себе жизнь, он вводит русского на главную роль (в Жертвоприношении нет и такого хода - сложнее дело). И тут начинаешь понимать, что главный герой у Тарковского никогда не делает всего фильма (кроме Иванова детства, может быть). Делают - эпизоды и среда.
Операторская работа, кстати, прекрасная. Если смотреть без звука, фильм сильно выигрывает. Натура, конечно, великолепная. Светотень. На фоне прекрасных декораций особо бедным кажутся мысли героев.
Кстати, именно из этого фильма для меня вырастает Сокуров. С его движением в кадре, композицией - и (к сожалению, часто) неудачным философствованием.
В общем, досадная неудача. Знал ли тогда Тарковский, что он смертельно болен? Близость смерти не располагает к созданию шедевров, потому что великие вещи создаются невзначай :)
No comments:
Post a Comment