Sunday, 10 January 2010

Читаю про одну жестокую и циничную империю, которая спасла страну от развала, внушала страх своим и чужим, а потом рухнула, не прожив и 20 лет.
"В империи была создана жесткая политико-административная система. Все население огромной страны было обязано подчиняться эдиктам императора, малейшее нарушение которых каралось чрезвычайно сурово.
Делая ставку на сильную власть государя, император и первый министр не очень-то интересовались тем, как отнесутся к их нововведениям подданные императора.
Неслыханные до того поборы и повинности резко ухудшали положение империи.
(и после того, как великая объединенная империя рухнула) :
Крушение легизма не означало, что в теории и практике этого учения не было ничего полезного и нужного для империи. Неприемлемой и неэффективной оказалась та безапелляционная, циничная максималистская форма, которая была придана легистским идеям и институтам."

Как известно, после реформ легиста Шан Яна в IV веке до н. э. захолустное царство Цинь быстро окрепло, усилилось и, разгромив всех своих соперников, сумело в 221 г. до н. э. объединить весь Китай. В новую империю вошли "старые" царства с сильной еще родовой знатью (исконно китайские территории) и "новые" территории с полным господством административно-чиновничьего аппарата (некитайские народности). Понятно, что добиться военного успеха и силой объединить страну было много легче, чем наладить крепкое централизованное управление столь различными районами. Нужна была гибкая и умелая политика.

Император Цинь Шихуан и его правая рука - первый министр Ли Сы - пошли по иному пути. Не мудрствуя лукаво, они распространили на весь завоеванный ими Китай ту схему администрации, которая была еще свыше ста лет назад выработана Шан Яном для царства Цинь. В империи была создана жесткая политико-административная система. Все население огромной страны было обязано подчиняться эдиктам императора, малейшее нарушение которых каралось чрезвычайно сурово. Разумеется, множество из этих эдиктов шло вразрез с установившимися нормами и традициями, игравшими столь значительную роль в "старых", конфуцианских, районах страны. Возникали конфликты, зрело недовольство, которое подавлялось насилиями и репрессиями, ожесточавшими население страны. Неслыханные до того поборы и повинности резко ухудшали положение империи. Назревал кризис. Для взрыва достаточно было искры. И эта искра вспыхнула в 209 г. до н. э., когда группа мобилизованных крестьян опоздала явиться в срок (за это им грозила смерть) и решила поднять восстание. Мощный взрыв потряс империю, которая вскоре пала, уступив свое место новой - империи Хань.

С падением династии Цинь легисты были оттеснены; "высокодобродетельное" учение Конфуция воздвигло основы нового государства и общества, которому суждено было простоять свыше двух тысячелетий.

Позже трагедией Цинь занялись специалисты-синологи, причем многие из них отдавали легизму предпочтение. Например, О. Франке считал, что падение легизма было досадной случайностью и полагал, что если бы легисты победили, вся история Китая сложилась бы по-иному. Таким образом, создавалось впечатление, что более передовые и прогрессивные легисты пали жертвой каких-то неясных до сих пор драматических случайностей, в силу которых восторжествовало консервативное конфуцианство. В противовес ему многие современные исследователи утверждают, что аморальные принципы легизма суть явление сугубо реакционное и бесчеловечное по характеру, что именно в древнекитайском легизме можно отчетливо проследить отвратительные черты тоталитаризма, особенно в том. что касается крепкой центральной власти и приниженности бесправной личности.

Делая ставку на сильную власть государя, Ли Сы и Цинь Шихуанди не очень-то интересовались тем, как отнесутся к их нововведениям подданные императора. Легизм с его приматом закона и безоговорочного повиновения под страхом сурового наказания откровенно презирал народ, считая его быдлом. (Наиболее отчетливо это проявилось в трактате "Шанцзюнь шу", где описаны реформы и взгляды Шан Яна. Подчеркивается, что "когда народ глуп", им легче управлять, так как против невежества достаточно знания, а если царит ум, то необходима уже сила, чтобы подчинить его. Отсюда и наменитый тезис Шан Яна: "Слабый народ - сильное государство.")  Одновременно легизм озлоблял и восстанавливал против себя аристократов, ибо он настойчиво посягал на их привилегии.

Легизм признавал лишь созданную им грандиозную и действительно обладавшую реальной силой административно-бюрократическую систему управления. Более того, практики легизма не считали даже нужным камуфлировать свои позиции - напротив, они откровенно прославляли силу и эффективность созданного ими бюрократического режима и презирали любое проявление слабости в проведении в жизнь его жестоких норм.

Крушение легизма не означало, что в теории и практике этого учения не было ничего полезного и нужного для империи. Неприемлемой и неэффективной оказалась та безапелляционная, циничная максималистская форма, которая была придана легистским идеям и институтам.

и еще немного о легистах
Говоря в самом общем плане, легисты в политике и этике были прежде всего реалистами. В отличие от конфуцианцев с их приматом морали и обычного права, призывом к гуманности и чувству долга, культом предков и авторитетом личности мудреца, легисты в основу своей доктрины ставили безусловный примат Закона, сила и авторитет которого должны были держаться на палочной дисциплине и жестоких наказаниях. Законы разрабатываются мудрыми реформаторами, а издает их и придает им силу государь. Почтение к закону обеспечивается специально введенной системой круговой поруки и перекрестных доносов, которая в свою очередь держится на страхе сурового наказания даже за мелкие проступки.

Наказания уравновешиваются поощрениями: преуспевшие в земледели или в воинских доблестях (только эти два вида занятий считались легистами достойными, остальные, особенно торговля, преследовались) могли рассчитывать на присвоение им очередного ранга, повышающего их социальный статус. Легистская школа Шэнь Бухая делала упор на выработку методов управления и системы контроля администрации с помощью развитого бюрократического аппарата. Школа Шан Яна прежде всего ставила закон и систему наказаний. Правда, за укрепление центральной власти мудрого государя выступали и конфуцианцы. Но была и существенная разница: легисты выступали за решительное сокрушение родовой знати, а конфуцианцы требовали сохранения ее влияния с условием, что сами аристократы, проникнувшись гуманностью, помогут государю в управлении Поднебесной.

про столь обожаемого нынешними китайскими коммунистами императора-объединителя Цинь Шихуана и его режим пишет
Л.С. Васильев "Культы, религии, традиции в Китае" Изд. "Наука", ГРВЛ, Москва, 1970
(с. 169-177, с сокращениями)

No comments:

Post a Comment