В 1833 году Россия решила улучить свой имидж за рубежом. Для этого были выделены деньги Третьему отделению. Но что с ними делать? Спутникового телевидения еще не было, радио тоже.
Читаем годовой отчет Третьего отделения императору Николаю первому: «Предпринятая в 1833 году мера опровергать посредством иностранных газет клеветы, возводимые некоторыми из них против нашего правительства, в короткое время принесла уже значительную пользу.
Многие, особенно в Петербурге, и преимущественно из молодежи, не имея истинного понятия о действиях правительства и не желая дать себе труда вникать в оные, всегда готовы всякую предпринимаемую меру охуждать [так в тексте]; почерпая сведения о нашем государстве из одних чужестранных газет, они в них находили обильную пищу к удовлетворению такого их расположения.»
Выходит, имидж России надо было улучшать еще и внутри страны. Видимо, правительство не очень озаботилось тем, чтобы объяснить свои действия собственным гражданам, и граждане, как во времена «Голоса Америки», обратились к иностранным источникам. Но Третье отделение остроумно проникло в эти самые иностранные источники, чтобы вести контрпропаганду оттуда (не легче ли было написать что-нибудь в собственных газетах?)
В чем же иностранцы обвиняли Россию в 1833 году (помимо Чечни, которая уже тогда была бельмом в глазу)? «…Особенно со времени прекращения силою оружия возмущений в Царстве Польском иностранные газеты с неимоверной злобою принялись клеветать против России и в особенности против Государя. Ныне орудие сие с пользой обращено против них самих, и всякая ложь немедленно опровергается неоспоримыми фактами. В сем отношении особенно заслуживает нашей благодарности издатель «Франкфуртской газеты» господин Дюран, который с особенным искусством пользуется получаемыми от нас сведениями и с похвальною смелостию употребляет их в своей газете на поражение клеветы.»
Интересно, благодарность господину Дюрану имела денежное выражение или он просто, как газетчик, был рад получаемой информации? Ну, если честно, делалось всё за деньги. Агент 3-го Отделения барон Швейцер просил выделить издателю 1200 рублей в год, «чтобы он продолжал издание в монархическом духе и помещал в оном статьи, благоприятные для России. Вскоре назначенные суммы были удвоены, и ему передавались многие статьи для напечатания во Франкфуртской газете, но статьи эти облекались в такую форму, которая скрывала наши прямые с ним отношения.»
Интересно, что информационная война велась Россией с ведома влиятельнейшего европейского реакционера – князя Меттерниха. Это он посоветовал послать в Вену агента – барона Швейцера, который впоследствии колесил по Германии как частное лицо и размещал выгодные для Петербурга статьи. Считалось, что российское правительство слишком высоко стоит, чтобы выяснять отношения с газетами и журналами.
Monday, 23 October 2006
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment